Два-три миллиона лет назад тибетские горы могли похвастаться лишь тысячеметровыми высотами. Территории эти были очень теплые. Позже внутренние процессы земной коры, климатические и температурные перемены повлияли и на изменения горного ландшафта. Горы “выросли”, а первобытные предки людей с тибетских высот начали расселяться по разным другим территориям.
Примерно 600 тысяч лет назад первобытные люди миновали индийские и обосновались на африканских землях. 500 тысяч лет назад были заселены южные и восточные территории Азия. До Европы первобытные люди добрались 400 тысяч лет назад. А те, кто остался, адаптировались к изменившимся горам и климату Тибета.
О культуре, вере и традициях
У них появилась собственная культура, свой жизненный уклад, народные традиции. Своеобразный опыт местных людей с учетом своеобразия климата предопределил и возникновение тибетской медицины. Когда-то практиковались определенные обряды. Например, тело усопшего жителя Тибета в горных высях разрезали на маленькие куски. Из грудной клетки извлекалось содержимое, органы оставлялись орлам в качестве ритуальной пищи. Мозг тоже извлекался из черепа. Вот с каких времен медицина Тибета начала аккумулировать анатомические сведения, все более накапливая знания о человеческом теле, органах, артериях, суставах и т.д.
Редкий народ мог похвастаться подобными знаниями в медицинской сфере. Индийцы, к примеру, обладали менее развитой медициной. Китайская медицина была полна недочетов. Китайцы полагали, что печень располагалась левее, там, где желудок, и наоборот. А сперма по мнению древних китайцев, накапливалась в почках и т.д.
Верования древних тибетцев именуются ПОМ. Это название аналогичное определению самой культуры ПОМ, подразумевавшей пять наук (философия, лингвистика, производство, медицина, верования).
4 тысячелетия минуло с тех пор, как была создана первая тибетская медицинская книга «ПУНШИ». Она явилась основным медицинским трудом, внеся огромный вклад в дальнейшее развитие медицинских достижений Тибета. Влияние тибетской медицины непосредственно ощущалось в Бутане, Китае и Монголии, Афганистане и Пакистане, Непале и Индии. Уже в те древние времена число ученых медиков было значительным.
VII век н.э. – период зарождения тибетской империи. Она вобрала в себя ближайшие государства, восемнадцать индийских и китайских городов. В эту эпоху культурные достижения Тибета стали распространяться по всем обширным землям империи.
Медицина тибета
Достаточную известность приобрела и медицина Тибета, также просочившаяся за пределы тибетских земель. Увеличилось число медицинской литературы Тибета. Правитель тибетской империи пригласил в свое государство самых способных врачевателей из десяти государств, в которых имело развитие собственная медицина. Так определенный медицинский опыт извне по мере адаптации к климатическим реалиям Тибета был впитан тибетской медицинской традицией, обогатив местную медицинскую школу за счет новых знаний.
В VII веке тибетским врачевателем Ентуком Юанданом Гунпу был создан труд под названием «Чуидши». Книга включила в себя сведения из «Пунши», личные знания автора из его обширной медицинской практики, в целом современные на тот момент материалы, которыми оперировала медицина Тибета. В это же время Ентук основал медицинское училище, где учащиеся стали получать знания о тибетской медицине, используя книгу «Чуидши» в качестве основного учебного пособия. В наши дни студенты тибетского медицинского института до сих пор штудируют «Чуидши», книга стала классикой тибетской медицины.
Теперь в медицинских образовательных учреждениях Тибета преподается как тибетская, так и западноевропейская медицина. В современности на Тибете медицинские учреждения адаптировали европейский опыт к национальной медицине. Такой подход называется «современной медициной Тибета».
Медицинские достижения Тибета из века в век совершенствуются, в любую эпоху, не теряя своей актуальности.
Тибетская медицина, когда-то давно зародившаяся на тибетской земле, обрела свою собственную теоретическую основу, свою медицинскую систему, имеющую ряд отличительных черт. Тибетская практика основана на применении большого разнообразия растительных компонентов, которые можно найти лишь в пределах Тибета ввиду своеобразия географического ландшафта страны. На землях иных государств, подобного рода растения найти невозможно, за счет чего иные медицинские практики просто не могли развивать достижения тибетских лекарей.
XIV век для тибетской медицины запомнился тем, что ряд видных тибетологов взялись за новый труд. Считаетсяч, что совместные усилия тибетского врача Галину, индийского лекаря Дара Данза, а также китайского лекаря Хаэванхэ увенчались составлением книги «Мэчиг Цунча». В действительности к этому периоду уже существовало большое число медицинских трактатов. В наши дни ряд исследователей скептически иной раз со скепсисом смотрят на историю создания книги «Мэчиг Цунча».
В качестве критики высказываются следующие утверждения:
- Медицина Древней Индии не содержит упоминания имени медика Дара Данза, равно как и нет исторических сведений о его пребывании на Тибете. В истории медицины Древнего Рима встречается некий врачеватель по имени Дара Данза. Однако он жил в абсолютно иную эпоху.
- Тибетский правитель Сунцан Гампу имел множество жен. Среди них оказалась и принцесса из Китая, которая, согласно данной версии, со своей родины привлекла врача Хаэванхэ. Однако в китайских источниках с сохранившимися списками имен тех, кто отбыл из Китая вместе с принцессой, такого имени не значится.
- Труд «Мэчиг Цунча» как и само это название - вымысел. В том случае, если бы книга действительно была написана, то её бы обязательно и отпечатали, постарались её активно распространить благодаря посредничеству самого императора.
В данном случае на лицо очевидное заблуждение, поскольку нет исторических свидетельств, служащих неопровержимым доказательством.
Увы, стоит признать, что в наше время некоторые российские ученые высказываются о медицине Тибета, как о произошедшей в результате развития индийской и китайской медицинских наук. Такого рода подходы – свидетельство недостаточной осведомленности в вопросах истории медицины Тибета.
Наоборот медицинские практики Индии и Китая вобрали в себя множество сведений о возможностях врачевания из медицины Тибета. Согласно древним религиозным текстам Лацанпа, который считается зачинателем индуизма и индийского языка, обитал в Тибете на горной возвышенности Кан Диси. До сих пор место притягивает к себе многих индийских паломников.
Ряд ученых рассматривают фигуру Лацанпа в качестве организатора тибетского религиозного культа Пом-Шинре, а некоторые как автора «Пунши». Место происхождения Шинре - Тибет, местность Щинщон.
В оригинальном медицинском трактате Древнего Китая, который называется «Хун Ди Нэ Цин», недвусмысленно говорится: «рецептура китайского медицинского лекарственного средства заимствована из тибетской медицины». Однако неверно и утверждать, что медицина Китая или Индии основаны на медицине Тибета. Речь идет именно о влиянии медицины Тибета на другие древние медицинские практики.
Если руководствоваться знаниями тибетской медицины, чтобы одолеть недуг, всегда необходимо сочетать четыре момента:
- Правильная пища;
- Приверженность здорового образа жизни;
- Лечение с помощью лекарств;
- Грамотный способ лечения.
Базовые способы лечения в медицине Тибета можно обозначить. Это прижигания, массажные процедуры, практики кровопускание, бальнеотерапия, а также иглоукалывание, использование банок и компресс, хирургические вмешательства и т.д.
Про тибетский вид массажа
Продолжительная борьба с недугами способствовала оттачиванию знаний такого рода врачевания. История практики массажа – неотрывная составляющая истории медицины Тибета. Принципы тибетского массажа уверенно используются в медицинской практике.
Тибетский массаж делают с помощью рук, а также инструментариев в случае некоторых точек, каналов, участках человеческого тела. Инструментарием могут послужить палочки из металла или древесины, камни, бечёвки, кулинарные скалки, рога, ракушки, баночки, чаши и т.д.
Тибетский массаж предполагает ясный, безопасный и доступный каждому вариант оказания медицинской услуги. Тибетский массаж прост для овладения. Такой вид массажа весьма эффективен. С помощью него решаются многие медицинские задачи в сфере терапевтической, хирургической, гинекологической, педиатрической, кожной ЛОР, и т.п.
Данный вариант массажа применим в более сотни разнообразных заболеваниях. Ряд недугов лечится исключительно методами массажа. Но в то же время тибетский массаж не гарантирует выздоровления от совершенно любого недуга. Массаж способствует улучшению самочувствия человека, не исключая в отдельных случаях необходимость применения лекарств.
Прибегать к массажу лучше на основе медицинского заключения, наподобие использования лекарств, чтобы не нанести вреда вместо пользы. К примеру, при заболеваниях крови процедуры массажа не назначаются, так как он способен негативно сказаться на состоянии пациента. Вот почему важна профессиональная оценка квалифицированного специалиста.